Головна | Афіша | E-FreeLibrary | Каталог | Блог | Контакти
Головна Краєзнавчий калейдоскоп Віртуальні круїзи Зовущие паруса яхт-клуба. Цикл экскурсий улицами Николаева

Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

Краєзнавчий калейдоскоп - Віртуальні круїзи

yaht_klub_5 В 2012 году николаевскому яхт-клубу исполняется 125 лет! Яхт-клуб — не только любимая прибрежная зона отдыха николаевцев, расположенная в северо-западной части города на реке Южный Буг. Это организация, объединяющая яхтсменов, культивирующая и развивающая парусный спорт.



Спогади про яхт-клуб

Відлунням розносилась музика
Над гладдю Південного Бугу.
Зірки відривались, мов гудзики,
На щастя комусь чи на тугу.
Нестримно нічними примарами
Буяли повітряні яхти,
Вертаючись в елінги парами
Під нагляд вербової вахти.

Скипали квітучі акації...
Як завжди, аншлаг у яхт-клубі.
І джазові імпровізації
Злітали, жагучі і згубні.

Крає серце музика в стилі джаз.
Зоряна мелодія зупиняє час.
І коханням повнить всі серця навкруг.
Завмирає в спогадах наш яхт-клуб.

Наталія Іванова, директор Миколаївської обласної бібліотеки для юнацтва



Рассказывая об истории яхт-клуба, давайте последовательно окунемся в историю и прекрасной территории, и славной организации. Более чем столетняя история яхт-клуба связана с именами людей, чьи жизнь и деяния внесли заметный вклад в развитие города Николаева и приумножили его славу.

Начало парусному спорту в России положил Петр I, по указу которого в 1718 году был создан первый в мире яхт-клуб «Невская флотилия». В настоящее время в числе полутораста больших и малых яхт-клубов, зарегистрированных на территории стран бывшего СССР, Николаевский — один из старейших, и первый в Украине. Для существования организации, культивирующей парусный спорт, Николаев по своему местоположению находится в таких благоприятных условиях, какими вряд ли может похвалиться какой-либо другой город страны. Николаев вплоть до конца 80-х годов XIX столетия не имел общественного учреждения, «под флагом которого собрались бы любители водного спорта — этого полезнейшего из спортов» (Голубев А. Двадцатилетие речного яхт-клуба г. Николаева. — Николаев, 1907. — С. 6).

Правда, парусным и гребным спортом одиночные любители занимались и до основания яхт-клуба в Николаеве. Были предприниматели-промышленники, которые отдавали в наймы любителям свои шлюпки как для катаний, так и для экскурсий. Большим знатоком и энтузиастом парусного спорта в нашем городе был Главный командир Черноморского флота и портов Михаил Петрович Лазарев. Под его личным наблюдением была построена яхта «Ореанда», которая под командованием лейтенанта Ивана Семеновича Унковского в 1848 году приняла участие в гонках парусных судов в Кронштадте. Преодолев водный путь вокруг Европы от Николаева до Кронштадта, «Ореанда» обогнала во время гонок фаворита Балтийского яхт-клуба яхту «Варяг» и завоевала первый приз — серебряный ковш с надписью: «В морских гонках преуспевающему», после чего благополучно вернулась в Николаев.

XIX век.

Старейший в Украине яхт-клуб основан в Николаеве в 1887 году по инициативе адъютанта Главного командира Черноморского флота и портов Е. Голикова, историка Н. Аркаса, ученого В. Рюмина. Для его создания был выделен прибрежный участок в Спасске — пригороде Николаева. История этих земель такова.

В 1784 году весь полуостров, на котором располагается ныне Николаев, был отведён по повелению Г. А. Потемкина Санкт-Петербургскому купцу Якову Андреевичу Францу Фабре. Через три года хутор Фабра состоял из значительного количества построек, расположенных в трех местах: в урочище над Бугом, при устье реки Ингул на горе и на берегу реки Ингул возле перевоза. В урочище (теперь яхт-клуб) были возведены каменный дом из двух комнат с крыльцом, водяная мельница, птичник, погреб, сараи. Но уже через 3 года обстоятельства изменились, и земля, отведённая Фабре, понадобилась для других нужд. Поэтому летом того же года Потемкиным было принято решение землю из владений Фабре исключить и причислить её к казённому ведомству. Подполковнику В. П. Касперову было приказано составить подробное описание всех строений, из которых состоял хутор Фабре. Кроме строений в описи Касперова упоминаются: «небольшое яблошное дерево», «небольшое число вербовых дерев», «саморослых небольшое число дерев яко то груш, терновнику и прочаго». Видимо, совсем не было на полуострове деревьев, если в опись попали даже эти небольшие и сами выросшие.

По ордеру (приказу) Г. А. Потемкина от 27 августа 1789 года дача Фабре была переименована в Спасское в связи с намерением создать на этом месте Спасо-Николаевский мужской монастырь, монахами которого становились бы одинокие отставные и увечные штаб- и обер-офицеры. Обитель так и не была построена, но современная территория яхт-клуба многие десятки лет сохраняла название Спасска.

Спасское урочище, бывшая Фаброва дача, а ныне яхт-клуб, были тем местом, которое Потемкин выбрал для своей загородной резиденции. Строительство дома велось в 1789-1790гг. под руководством инженер-поручика Степана Степановича Григорьева. В свой последний приезд в Николаев в начале августа 1791 года Потемкин останавливался на сутки в этом дворце. Судя по сохранившемуся чертежу здания, на бельведере его был установлен бильярд, а стены центрального зала были украшены живописью, под потолком шел фриз с растительным орнаментом, по стенам — цветочные гирлянды и танцующие или летящие женские фигуры с лентами в руках Здание располагалось так близко к склону высокого берега реки, что его второй этаж казался первым со стороны центрального входа. Первый этаж сооружения был построен из камня, второй из дерева. Завершался дворец изящным бельведером. С трех сторон его окружала идущая по обоим этажам галерея. В 1840 году дворец был перестроен в восточном стиле по проекту К. Акройда — на крыше возвели башенки, минареты, галереи украсили ажурными решётками. Здание дворца долгое время использовалось как летнее морское собрание и было разрушено в годы гражданской войны.

Рядом с дворцом был построен Турецкий (Султанский) фонтан. Две даты высечены на его передней стенке: 1792 — год оборудования источника; 1926 — год реставрации архитектурного сооружения. Фонтан сохранился до наших дней вместе с лестницами из тесаного камня. Также находилось здесь и Спасское адмиралтейство. На двух этажах его здания в конце 19 века устраивались ремесленные выставки, на открытие которых стекались почти все жители города и окрестных сел.

Одна такая выставка, вторая ремесленная, была открыта 15 мая 1893 года. В то время Главным командиром флота и портов, военным губернатором города служил Н. В. Копытов, инициатор выставок. Он поставил цель: изыскать средства к улучшению положения бедствующих ремесленников. С большим успехом прошла первая выставка, были собраны значительные средства. А на второй выставке центральное место в экспозиции промышленного отдела занимали адмиралтейские изделия: образцы канатов, каютные приборы, оборудование береговых маяков, столярные и плотницкие инструменты, фонари, шлюпки. Николаевские мореходные классы представили такелажные работы учеников, ремесленная портовая школа — столярные работы, чертежи и рисунки кораблей тушью. Заводы выставили земледельческие орудия труда, фургоны, фаэтоны, дрожки, кабриолеты, электроприборы и др. Особенно заинтересовали горожан чугунные лестницы, перила, ограды, цепи, садовые скамейки. А ещё все восхищались работами талантливого скульптора М. П. Новкина, который из образцов мыла изготовил цветную фигурную колону с решёткой, наверху которой стояла фигурка ребёнка, а в нише был поставлен бюст А. С. Пушкина из того же материала под мрамор. На верхнем этаже было царство дамского рукоделия: резное плетение, цветы из гаруса, вышивка, кружева, изящное белье, бумажные абажуры. Во дворе Спасского адмиралтейства выложили живыми цветами герб города от садового заведения Берга. Всего неделю длилась выставка, и каждый вечер проходили здесь гулянья под музыку двух оркестров с иллюминацией и фейерверками. Чтобы горожане смогли попасть на выставку, от бульвара до Спасска ходили пассажирские теплоходы. Они причаливали к пристани, сооружённой ещё в 1840 году. Сначала ее называли Спасская пристань, а потом — царским мостиком, потому что во время приезда царей в Николаев их яхты швартовались именно здесь.

Ещё в конце 1886 года лейтенант флота, адъютант Главного командира Черноморского флота и портов Е. Н. Голиков просил Московский и Петровский, Воронежский речные яхт-клубы прислать их Уставы с целью ознакомления с организацией и деятельностью. Получив вместе с уставами и пожелания «...прочного успеха в Вашем начинании», Голиков приступает к организации николаевского яхт-клуба. И спустя несколько месяцев, в июле 1887 года, в местной газете «Южанин» появляется статья, в которой в общих чертах указывается на возможность основания в Николаеве яхт-клуба.

12 августа 1887 года Главный командир Черноморского флота и портов, военный губернатор Николаева вице-адмирал А. А. Пещуров назначил своего адъютанта Евгения Николаевича Голикова первым секретарем яхт-клуба и по совместительству главой комиссии по составлению проекта его устава. Эту дату принято считать днем основания Николаевского яхт-клуба. Капитан I ранга Е. Н. Голиков впоследствии станет командиром броненосца «Князь Потемкин Таврический» и будет убит восставшими матросами 14 июня 1905 года.

В летнем Морском собрании, которое размещалось в так называемом «молдаванском доме» на набережной Ингула, состоялось первое учредительное собрание николаевского речного яхт-клуба, членами которого изъявили желание стать более 50 человек. На этом собрании обсуждался проект Устава, были избраны члены правления, определены размеры членских взносов и порядок вступления в члены яхт-клуба. Было решено, что при вступлении в члены яхт-клуба делается единовременный взнос в размере 5 рублей и ежегодные взносы в 10 руб. Желающие вступить в члены яхт-клуба должны были иметь рекомендации двух членов общества.

Начало 1888 года. Для яхт-клуба было выделено место на реке Ингул. 120 наемных рабочих приступили к расчистке будущей территории яхт-клуба, так как береговая линия у подножия Спасских холмов была городской свалкой. Здесь, кроме бытового мусора, валялись несколько десятков пушек времен Крымской войны. 12 десятин отведённой земли были расчищены за 15 дней; построен деревянный забор, сарай, причал и поднята мачта. На южном склоне холма высажено 80 саженцев клена, ясеня, акации и липы. Смета всех работ по благоустройству территории составила 450 рублей. Из восточной части бульвара — территории, непосредственно прилегающей к яхт-клубу, личным распоряжением военного губернатора были удалены в сторону лесковских дач трактиры и питейные заведения.

7 мая 1888 года яхт-клуб праздновал своё официальное открытие: состоялся праздничный молебен с водосвятием и торжественным подъемом флага. А уже 30 мая была проведена первая гребная гонка. 22 августа Морское министерство утвердило Устав николаевского яхт-клуба. В конце августа на территории клуба были построены летняя беседка, квартира боцмана с комнатой для собраний и столярная мастерская по ремонту старых и строительству новых судов. 14 сентября командором яхт-клуба избирается потомственный Почетный гражданин города Николаева, член учетно-ссудного комитета по сельскохозяйственным кредитам Петр Петрович Юрицын.

В 1890г. в члены клуба был единогласно принят активный сторонник яхтенного спорта Эдуард Эмильевич Кибер — действительный статский советник, доктор медицины, председатель Николаевского отделения Императорского российского общества садоводства. По его инициативе 16 апреля 1900 года в Николаевском яхт-клубе состоялся «Праздник древонасаждения». Эдуард Кибер на собственные средства приобрел в Чабанском питомнике 2 тысячи саженцев, которые были высажены яхтсменами на Бугском склоне.

ХХ век.

В 1900 году в яхт-клубе насчитывалось 7 общественных, и частные суда — 20 парусных и 8 гребных.

В 1903г. 143 члена Николаевского яхт-клуба на общем собрании решили построить новое здание в Спасске по проекту яхтсмена и архитектора Леопольда Леопольдовича Родэ, и уже 17 мая 1904 года строительство завершилось. Из текста праздничного бюллетеня: «Все суда расцвечены флагами. Рощу яхт-клуба, аллеи и площадки для игр заполнили приглашённые. У входа в главную аллею построились команды Николаевского, Черноморского и Екатеринославского яхт-клубов. На террасе отслужили молебен, пел соборный хор. Играл оркестр 58-го Прагского полка. Командор Черноморского яхт-клуба, он же старейшина Английского клуба в Одессе Антара произнес речь: «Черноморский яхт-клуб низко кланяется Николаевскому... Не могу скрыть чувство невольной зависти, так как в Одессе нельзя и мечтать о таком просторе и удобствах, какими пользуется Николаевский яхт-клуб». Это здание по проекту Родэ сохранилось до наших дней.

В апреле 1904г. на территории яхт-клуба появляется дорожка для игры в кегли, площадка для лаун-тенниса и открывается первая в Николаеве школа плавания, где тренерами становятся отставной морской офицер П. Андросов, а в женской группе Е. Задорожная.

С мая 1905 года Николаевский яхт-клуб находился под покровительством великого князя Александра Михайловича. Его почётными членами в разные годы были: великий князь Константин Константинович, адмиралы Алексей Пещуров, Николай Копытов, Сергей Тыртов, Николай Скрыдлов, контр-адмирал Оскар Энквист, капитан 1-го ранга Евгений Голиков, статский советник С. Ф. Афанасьев. 5 июня 1905 года действительный член яхт-клуба барон В. А. Мас подарил яхт-клубу оригинальный бронзовый приз для крейсерских яхт, участвовавших в гонке «Очаков — Николаев».

12 августа 1907 года яхт-клуб, насчитывая уже более 300 спортсменов, празднует свое 20-летие. В честь юбилея Николаевское городское собрание подарило яхт-клубу переходящий приз, который был вручён командору Н. Н. Аркасу. В 1912г. действительный член яхт-клуба, с 1913 года — почетный, Н. И. Дмитриев (директор завода «Руссуд») учредил два ценных приза: переходящий кубок имени Николаевских заводов и верфей (завод «Наваль»). На средства Дмитриева были сооружены большая шлюпочная мастерская и другие постройки.

В 1916г. корреспондент газеты «Николаевская жизнь» дает весьма живописную картинку повседневной жизни Николаевского яхт-клуба: «Яхт-клуб — одно из самых замечательных мест в Спасске. Разросшийся парк тенистых деревьев позволяет сохранять живительную прохладу в самые жаркие месяцы южного лета. Шикарные райские кущи вдоль берега продолжают стоящие по соседству дачи Леонтовича и Рено. Рядом с ними располагаются площадки для любителей играть в русские городки... В просторной кают-компании стоит беккеровский рояль и шкаф из красного дерева, здесь хранятся спортивные награды и кубки. На первом этаже есть кладовая и просторное помещение библиотеки. Вблизи здания устроен ледник для нужд буфета и столовой. Ежедневно соблюдается морской ритуал: в 8 часов утра поднимается флаг и стреляет старая пушка. Флотилия нашего яхт-клуба разрослась и сегодня насчитывает 109 различных судов».

В апреле 1916 года в яхт-клубе был создан Союз спортивных обществ города. В военное время праздничный отдых уступил место серьёзным занятиям прикладными видами спорта: патриотически настроенная молодежь готовилась защищать свою Родину на фронтах Первой Мировой войны.

Наступил 1917 год — романтическая и созидательная история Николаевского яхт-клуба заканчивается. Все имущество клуба по решению революционного комитета национализировано. Яхты используются для рыбалки, спасают горожан от голода. 30 яхт сгорело холодной зимой в буржуйках николаевцев.

В мае 1919г. спортивный комитет городского совета пригласил горожан на открытие 1-го Пролетарского яхт-клуба. Проводился прием заявлений от желающих заниматься гимнастикой, плаванием, греблей и парусом. Но уже 5 августа Николаев был занят частями Добровольческой армии под командованием генерал-лейтенанта Якова Слащева. Все оставшиеся маломерные суда — яхты, фелюги, баркасы и рыбацкие шхуны — были реквизированы белогвардейцами для военных нужд. 20 января 1920 года Николаев снова занимает Красная Армия. Через два месяца военное командование обнародует приказ: «Все оставшееся имущество яхт-клуба объявляется мобилизованным. Владельцы судов, у которых есть опыт рулевых, мобилизуются как инструкторы для обучения краснофлотцев. Бесхозные и не отремонтированные суда национализируются. Яхт-клуб переходит в ведение губернского Всеобуча». В январе 1921 года. в здании яхт-клуба началась подготовка молодежи для службы на флоте.

В 1926 году в Николаеве был проведён чемпионат области по парусному спорту. В 1928г. николаевские яхтсмены стали участниками Всесоюзных соревнований.

В 1931 году по инициативе второго секретаря Воскобойникова выходит постановление бюро Николаевского горкома ВКП(б) «О неотложных мерах по повышению качеств партийно-политической работы в школах рабочей молодежи, ФЗО, техникумах и спортивных организациях города». Перечень мероприятий вплотную затрагивал программу школы молодых краснофлотцев и бытовую жизнь яхтсменов. Начальнику школы отдано распоряжение усилить политико-воспитательную работу курсантов за счет увеличения времени на политпросветработу. Предписывалось уменьшить количество часов на судовождение, морскую практику, семафор, плавание и заполнить освободившееся учебное время лекциями «О современном политическом моменте», занятиями по изучению работ Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина. Всем яхтенным капитанам до 1 сентября 1931 года пройти политическую аттестацию в комиссиях при первичных партийных организациях.

12 июля 1931г. выходит распоряжение Заводского партийного бюро «О запрете идеологически вредных представлений и мероприятий на эстрадных площадках яхт-клуба», вследствие чего закрывается на верхней террасе танцплощадка, игра оркестра и субботние танцы прекращаются. После перевода Воскобойникова в Харьков, в 1932г в яхт-клубе строят эстраду с раковиной.

По инициативе ректора Николаевского кораблестроительного института Арнольда Кресса, студентами института в 1938 году была построена крейсерская яхта «Арктика», яхты «Молния» и «Радуга» — призеры всесоюзных и международных соревнований. Четверо николаевцев, воспитанники яхт-клуба (Бубнов, Грицай, Горбаченко и Цыбин) стали первыми мастерами спорта СССР.

Из воспоминаний николаевского яхтсмена П. П. Корзубова: «Воскресенье, 22 июня, 10 утра. На водной станции НКИ гуляния, открыт главный вход со стороны Спасского спуска. Несколько ярко выкрашенных буфетных киосков. Бойкая торговля:ситро, мороженое, бутерброды. Люди празднично одеты. Все ждут катания на яхте «Арктика». У стены свежевыкрашенная голубой краской сцена. Нотные тумбочки с изображением скрипичного ключа. Выступает студенческий джаз-оркестр с певицей Мариной Расиной. В 10.30 концерт прерывается. Ректор НКИ Ефим Федорович Чубов вышел на сцену и сказал о том, что фашистская Германия вероломно, без объявления войны, напала на нашу Родину. Весь яхт-клуб замер...».

В конце июля 1941 года, с приближением немцев к городу, все кубки и книги Николаевского яхт-клуба по распоряжению директора Э. Шульца были уложены в два корабельных сундука и закопаны на бугском склоне. Все яхтсмены ушли на фронт. Во время войны многие яхты были уничтожены, а часть их была угнана в Германию.

После освобождения города и принятия решения о восстановлении всех спортивных сооружений стали поступать новые яхты с Ленинградской спортивной верфи, а также большое количество яхт было построено на николаевских судостроительных заводах. В 1947—1949 годах в Николаеве проводились первенства страны по парусному спорту. С 1952 года в нашем городе проводятся соревнования, посвященные памяти П. П. Шмидта.

В августе 1987 года Николаевский яхт-клуб отмечал свое 100-летие. А 9 сентября того же года из яхт-клуба в кругосветное путешествие вышла яхта «Икар» под командованием капитана Б. С. Немирова. С того времени яхта прошла примерно 100 тыс. миль в морях и океанах, стала широко известна как первая отечественная яхта, которая обошла вокруг света. Её имя занесено в Морской Энциклопедический Словарь. Яхта «Икар» — участник парадов парусных судов, её флагу салютовали в портах США, Англии, Голландии и других стран.

С 1994 года яхт-клуб проводит ежегодную экологическую регату им. Сергея Шаповалова «Кубок Кинбурнской косы».

XXI век.

Что сделано в Яхт-клубе за 21 год независимости Украины и 12 лет нового столетия? В 2009 г. на набережной в яхт-клубе установлен памятник Г. А. Потемкину. В апреле 2012 года в яхт-клубе установлена корабельная мачта — металлическая, высотой около 30 метров, по всем параметрам идентичная деревянной, которая была снята с настоящего судна и простояла в николаевском яхт-клубе больше ста лет. В последнее время она находилась в аварийном состоянии, поэтому её пришлось демонтировать, т. к. она не подлежала восстановлению, было принято решение создать её точную копию. Возле здания яхт-клуба ещё в конце прошлого века были установлены корабельная сигнальная мачта и 12 чугунных корабельных пушек. Две из них были на лафетах, а остальные врыты в землю: держали мачту и создавали ограду по фасаду здания. В послевоенные годы часть орудий была вырыта и передана в музей и на металлолом. Сохранилось всего шесть орудий. Мачта является частью исторически сложившегося образа Николаевского яхт-клуба и есть на всех фотографиях и открытках с изображением яхт-клуба.

На территории яхт-клуба уже много лет расположена водно-спортивная база НУК им. адмирала Макарова. В марте 2012 года Николаевский горсовет передал территорию городского яхт-клуба на ул. Спортивной областной специализированной детско-юношеской школе олимпийского резерва и парусного спорта «Областной яхт-клуб».

Биография яхт-клуба изобиловала сложными периодами: войны, революции, оккупации... Однако клуб выжил, а николаевские яхтсмены своими победами прославляли корабельный край. В николаевском яхт-клубе уже 125 лет побеждают в парусных регатах и играют в домино, назначают свидания и уходят в далёкие моря, растят внуков и вспоминают прошлое... Здесь живет душа нашего города.


Николаевский яхт-клуб

Там, где к Бугу улицы сбегают,
За уступом тянется уступ,
В зелени, как в дымке, утопает
Старый Николаевский яхт-клуб.

С давних пор здесь нежно и влюбленно
Шепчутся с водою берега,
И в аллеях бархатные клены
Трогают прохожего слегка.

Приходи на праздник или в будни,
Сбрось легко одежду на песок
И тогда уже не позабудешь
Этот благодатный уголок.

Только не печалься и не сетуй
В час, когда в оранжевых лучах,
Уплывает ласковое лето
Бронзовым загаром на плечах.

Все равно и в осень золотую
В звоне медных голосистых труб
Вечерами с юностью танцует
Вечно не стареющий яхт-клуб.

Анатолий Курган



Голос яхт-клуба

Какие ты услышишь голоса,
Когда от стен старинного яхт-клуба
Приветливо помашут ветви дуба
И хлопнут, словно крылья, паруса?

И все придет в привычное движенье:
Помчатся вспять знакомые кварталы
И скверы, и заводы, и вокзалы —
Какое в этой гонке наслаждение!

В лицо тебе упрямо ветер дышит,
А паруса натянуты до боли.
И на губах знакомый привкус соли,
А город прячет солнечные крыши.

И городские голоса все тише
Уносятся туда, где трубы в небо,
Где быль переплетается и небыль,
Уносятся все круче и все выше.

А ты летишь туда, где крики чаек,
Зовущие тебя открытым текстом —
Вперед, вперед наперегонки с ветром —
Упрямая волна тебя встречает.

И рассекая пенные буруны
Твой маленький кораблик, словно птица,
Готов взлететь и над волнами взвиться,
А нервы, как натянутые струны.

И вот уже Кинбурнская коса
Тебя проводит удивленным взглядом,
И зарокочет море где то рядом
Неся тебе стихии голоса.

Юрий Гросман


yaht_klub_1 yaht_klub_2 yaht_klub_1 yaht_klub_2 yaht_klub_3

 

 

 

 

 

 

 

yaht_klub_4 yaht_klub_5 yaht_klub_6 yaht_klub_7 yaht_klub_8 yaht_klub_9 yaht_klub_10 yaht_klub_11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

yaht_klub_12 yaht_klub_12 yaht_klub_13 yaht_klub_14 yaht_klub_15 yaht_klub_16 yaht_klub_17 yaht_klub_18 yaht_klub_19 yaht_klub_20 yaht_klub_21 yaht_klub_22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

yaht_klub_23 yaht_klub_24 yaht_klub_25 yaht_klub_26


Литература:

Алешин В. Э. Николаев : архитектурно-исторический очерк / В. Э. Алешин, Н. А. Кухар-Онышко, В. А. Яровой. — К. : Будивэльнык, 1988. — С. 57—59.

Аров Б. Акварели родного города. О Николаеве и николаевцах : очерки, интервью, встречи. — Николаев : Атолл, 2002. — С. 233—239.

Выборный П. Николаев : путеводитель / П. Выборный. — Одесса : Маяк, 1979. — С. 78.

Гаврилов С. Хроники Николаевского яхт-клуба / С. Гаврилов // Наш город. — 2011. — № 29. — С. 8—9.

Голос яхт-клуба / Гросман Ю. // Моя исповедь : сборник стихов / Ю. Гросман.— Николаев : Шамрай П. Н., 2010. — С. 158.

Гуйван В. Город корабелов Николаев : путеводитель / В. Гуйван. — Одесса : Маяк, 1976. — С. 87—89.

Ковалева О. Ф. Очерки истории культуры Южного Прибужья. От истоков до начала XX века. Кн.1. Из прошлого культурной жизни на Николаевщине / О. Ф. Ковалева, В. П. Чистов. — Николаев : Тетра, 2000. — С. 166—168.

Крючков Ю. С. Архитектура старого Николаева / Ю. С. Крючков. — Николаев : Возможности Киммерии, 2008. — С. 109.

Крючков Ю. С. Град Святого Николая : путеводитель по старому Николаеву / Ю. С. Крючков. — Николаев : Возможности Киммерии, 2003. — С. 172—175.

Крючков Ю. С. История Николаева: от основания до наших дней / Ю. С. Крючков. — Николаев : Возможности Киммерии, 1996. — С. 25, 162, 176, 265.

Крючков Ю. С. История улиц Николаева : топонимический путеводитель по городу и окрестностям / Ю. С. Крючков. — Николаев : Возможности Киммерии, 1997. — С. 40—42.

Крючков Ю. С. Старый Николаев : топонимический словарь-справочник / Ю. С. Крючков. — Николаев : Издательство Ирины Гудым, 2008. — С. 96.

Крючков Ю. С. Старый Николаев и окрестности : топонимический словарь-справочник / Ю. С. Крючков. — Николаев : Дикий Сад, 1991. — С. 75—76, 91.

Кухар-Онышко Н. А. Архитектура Николаева. Конец XVII — начало XX веков / Н. А. Кухар-Онышко. — Николаев : Возможности Киммерии, 2001. — С. 37-38.

Мій рідний край, моя земля очима сучасників : збірник тез пошуково-дослідницьких робіт II Всеукраїнської (5 Міжрегіональної) конференції учнівської молоді / Обласний центр туризму, краєзнавства та екскурсій учнівської молоді. — Миколаїв, 2011. — С. 13—14.

Миколаївська область. 1937-2007 : історичний альманах. — Миколаїв : Атол, 2007. — С. 26.

Немиров Б. С. На «Икаре» — вокруг Света / Б. С. Немиров. — Николаев : Атол, 2001. — 288 с.

Немиров Б. С. Под парусами «Икара» в Америку и обратно / Б. С. Немиров, М. В. Терновский.— Николаев : Издательство Ирины Гудым, 2005. — 148 с.

Николаевский яхт-клуб / Курган А. // Формула любви : стихи разных лет / А. Курган. — Николаев, 1993. — С. 61.

Николаевский яхт-клуб 1887-2007: 120 лет : открытки из коллекции Николаевского областного краеведческого музея / авт. текста, сост. В. А. Петров. — Николаев : Издательство Ирины Гудым, 2007. — [16 откр.].

Николаеву 200 лет. 1789-1989 : сборник документов и материалов. — К. : Наук. думка, 1989. — С. 63.

Огренич Н. М. Хронограф Миколаїщини : навч. посіб. із історичного краєзнавства / Н. М. Огренич. — Миколаїв : Видавництво Ірини Гудим, 2007. — С. 110, 122.

Павлик И. Николаев. Улицы рассказывают : путеводитель / И. С. Павлик, В. Р. Лифанов, Л. В. Мычаковская. — Одесса : Маяк, 1988. — С. 169—170.

Прогулки по Старому Николаеву : фотоальбом. — Николаев : Возможности Киммерии, 1997. — С. 75—81.

Реферати без проблем: Миколаїв та Миколаївська область. — Миколаїв : Аніка, 2006. — С. 35.

Северина Л. Ремесленные выставки в Спасском адмиралтействе / Л. Северина // Новая николаевская газета. — 2011. — № 15. — С. 2.

120-летию парусного спорта в Николаеве посвящается : фотографии из архивов николаевских яхтсменов / ред. М. Терновского. — Николаев : Издательство Ирины Гудым, 2007. — [34 откр.].

Терновский М. Под парусами «Икара» — в Америку : путевые заметки / М. Терновский. — Николаев : Атолл, 2001. — 80 с.

Узбереги Божої ріки. Історичний календар Миколаївщини. 1703-2003. — К. : СПД Жадько, 2003. — С. 259—260.

Умеренков А. Корабелы живут над Бугом : очерк / А. Умеренков. — Одесса : Маяк, 1983. — С. 64.


Интернет-ресурсы:

Николаевский яхт-клуб // Википедия

Николаевский Яхт-клуб // Николаевское землячество в Москве

Прогулка по яхт-клубу // Миотан

Николаевский яхт-клуб // Большая иллюстрированная энциклопедия яхт-клубов

Николаевский яхт-клуб // сайт Николаева

Николаевский яхт-клуб // Яхт-клуб

Николаевский Яхт-клуб: путь становления // блог Василия Шаровского

Николаевский яхт-клуб: краткий исторический очерк развития яхт-клуба до 50-х гг. // Информационный портал mkua

З історії регати // Екологічна регата імені Сергія Шаповалова «Кубок Кінбурнської коси»



Материал из цикла экскурсий улицами Николаева «Юность и современность родного города» подготовлен в рамках библиотечной программы краеведческой исследовательской экспедиции «О прошлом во имя будущего».

Цікава стаття? Поділися нею з іншими:


RSS-підписка

Підписка на публікації

Введіть ваш email:

Delivered by FeedBurner


Прозорро - публічні закупівлі

Я МАЮ ПРАВО!

Единая страна!
.